Права человека – данные всем людям, согласно национальным и международным правовым нормам, равные возможности удовлетворять свои основные потребности, обеспечивающие развитие личности и её полноценное участие в жизни общества. Права человека отражают минимальный набор жизненных благ в гражданско-политической и социально-экономической сферах.
Общепринятым является перечень прав, зафиксированный во Всеобщей декларации прав человека – главном правозащитном документе ООН. Из гражданско-политических прав (ст. 3–21 Декларации) наиболее актуальными в настоящее время считаются право на владение имуществом (ст. 17), право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18), право на свободу убеждений и на их свободное выражение (ст. 19). Среди социально-экономических прав (ст. 22–27 Декларации) чаще всего обращают внимание на право на социальное обеспечение (ст. 22), а также на право на труд и свободный выбор работы при условии равной оплаты за равный труд, справедливого и удовлетворительного вознаграждения, обеспечивающего достойное человека существование, а также право создавать профессиональные союзы (ст. 23).
Наряду с зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека наиболее общим перечнем таких прав есть и другие перечни, отражённые в конституционных документах каждого государства. Они перечисляют права, которыми согласно национальному законодательству, обладают граждане конкретного государства. Такие перечни отражают национальную специфику и могут заметно отличаться от зафиксированных в Декларации. Например, в американском Билле о правах есть право на ношение оружия (вторая поправка к Конституции США), которого нет в большинстве стран мира.
Защита прав человека сталкивается в современном мире с большими проблемами. Главная проблема связана с тем, что концепция прав человека рождена западноевропейской культурой и потому находит неоднозначный отклик в странах других цивилизаций.
(По материалам интернет-энциклопедии)
Что отражают права человека? На каких двух уровнях правовой системы они зафиксированы? Какая главная проблема защиты прав человека названа в тексте? (Ответы на три вопроса даются только с опорой на текст.)
Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения важности образованности детей и взрослых в области прав человека.
Укажите любые две официальные организации (или должностных лиц) в сфере защиты прав человека в Российской Федерации и кратко охарактеризуйте круг полномочий каждой (каждого) из них.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Верны ли следующие суждения о конституционных обязанностях гражданина Российской Федерации? К конституционным обязанностям гражданина Российской Федерации относится
А. уплата законно установленных налогов и сборов.
Б. обращение в государственные органы.
Верны ли следующие суждения о конституционных обязанностях гражданина Российской Федерации? К конституционным обязанностям гражданина Российской Федерации относят
А. заботу о детях и нетрудоспособных родителях.
Б. участие в культурной жизни страны.
Верны ли следующие суждения о конституционных обязанностях гражданина Российской Федерации? К конституционным обязанностям гражданина Российской Федерации относится
А. забота трудоспособных совершеннолетних детей о нетрудоспособных родителях.
Б. участие в выборах в органы государственной власти.
Верны ли следующие суждения о гарантиях защиты прав и свобод человека и гражданина? Конституция и законы Российской Федерации гарантируют?
А. право каждого на судебную защиту.
Б. право каждого защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не запрещёнными законом.
Верны ли следующие суждения о классификации права и свобод человека и гражданина Российской Федерации
А. Право избирать и быть избранным относится к группе политических прав.
Б. Свобода совести относится к группе личных (гражданских) прав (свобод).
Верны ли следующие суждения о классификации права российских граждан?
А. Право на свободу и личную неприкосновенность относится к группе политических прав.
Б. Право обращаться в государственные органы относится к группе личных (гражданских) прав.