Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т.п. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, что следует распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол.
Три ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».
Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них существует лишь формально.
Современное понимание принципа разделения властей дополнено необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.
Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Согласно статье 11 Конституции Российской Федерации государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации – Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и другие федеральные суды.
(По материалам свободной интернет-энциклопедии)
Существует мнение, что в федеративном государстве разделение полномочий между центральными и местными органами власти и управления имеет большое значение. Приведите два аргумента (объяснения) в защиту этого мнения.
В государстве Z права и свободы гарантированы и защищены законом, все государственные органы, должностные лица и граждане в своей деятельности подчиняются требованиям закона. Какой политический режим установился в стране Z?
В государстве Z государство осуществляет постоянный контроль над частной жизнью граждан. В стране действует одна политическая партия, тесно связанная с государственным аппаратом. Какой политический режим сложился в государстве Z?
В государстве Z власть сосредоточена в руках лидера единственной в стране политической партии. Права и свободы граждан формально признаны, но постоянно нарушаются органами государственной власти. Свободная пресса отсутствует. На основе приведённых данных можно сделать вывод, что государство Z –
В государстве Z власть принадлежит одной политической партии, которая ограничила права граждан и стремится полностью контролировать их частную жизнь. Какой политический режим сложился в государстве Z?
Верны ли следующие суждения о демократическом государстве?
А. В демократическом государстве гарантированы права и свободы всех граждан независимо от политических взглядов.
Б. В демократическом государстве законом разрешено отстаивать идеи, призывающие к насильственному свержению власти.
В государстве Z отсутствует разделение властей, государство осуществляет полный контроль над всеми сферами общественной жизни, права и свободы граждан не соблюдаются. Какой политический режим в государстве Z?
В государстве Z высшей ценностью являются права и свободы граждан, реализована взаимная ответственность государства и граждан. В политической жизни страны активно участвуют несколько партий, действуют независимые средства массовой информации. Какой политический режим установился в государстве Z?