Задания на тему: «Проводящие ткани корня. Транспорт воды и минеральных веществ в растении (сосуды древесины) — восходящий ток»

Задания на тему: «Проводящие ткани корня. Транспорт воды и минеральных веществ в растении (сосуды древесины) — восходящий ток»

# 59451

СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ ДРЕВЕСНОГО РАСТЕНИЯ

Стебель древесного растения снаружи защищён покровными тканями. У молодых стеблей весной клетки покровной ткани покрыты тонкой кожицей. У многолетних растений к концу первого года жизни кожица замещается многослойной пробкой, состоящей из мёртвых клеток, заполненных воздухом. Для дыхания в кожице у молодых побегов имеются устьица, а позже образуются чечевички – крупные, рыхло расположенные клетки с большими межклетниками.

К покровной ткани прилегает кора, образованная разными тканями. Наружная часть коры представлена слоями клеток механической ткани с утолщёнными оболочками и тонкостенных клеток основной ткани. Внутренняя часть коры образована клетками механической и проводящей ткани и называется лубом. В состав луба входят ситовидные трубки, по которым идёт нисходящий ток: органические вещества передвигаются от листьев. Ситовидные трубки состоят из клеток, соединённых концами в длинную трубку. Между соседними клетками имеются мелкие отверстия. Через них, как через сито, передвигаются органические вещества. Кроме ситовидных трубок в состав луба входят лубяные волокна и клетки основной ткани.

К центру от луба в стебле расположен другой слой – древесина. Он состоит из сосудов и древесных волокон. По сосудам идёт восходящий ток: вода с растворёнными в ней веществами передвигается от корней к листьям и цветкам. Между древесиной и лубом находится тонкий слой клеток образовательной ткани – камбий. В результате деления клеток камбия стебель растёт в толщину. Клетки камбия делятся вдоль своей оси. Одна из дочерних клеток отходит к древесине, другая – к лубу.

В центре стебля лежит толстый слой рыхлых клеток основной ткани, в которых откладываются запасы питательных веществ, – это сердцевина.

Используя содержание текста «Строение стебля древесного растения» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

1) Что такое луб?

2) В чём различие в функционировании ситовидных трубок и сосудов?

3) Что такое годичное кольцо?

# 59411

Процессы жизнедеятельности в листьях

К основным процессам жизнедеятельности листа относят фотосинтез, газообмен и транспирацию – испарение воды с поверхности листовой пластинки.

Фотосинтез происходит в листьях на свету. При этом из углекислого газа и воды образуется органическое вещество – углевод глюкоза, а в атмосферу выделяется кислород. Глюкоза участвует в образовании запасного вещества – крахмала, который накапливается как в листе, так и в других органах растения.

Дыхание в листе также очень важный процесс, в ходе которого органические вещества окисляются и выделяется энергия, необходимая для всех процессов жизнедеятельности. При этом выделяется углекислый газ, а потребляется кислород.

На свету эти процессы происходят одновременно. При отсутствии света протекает лишь дыхание. Поэтому по отношению к листьям применяется термин «газообмен», не уточняющий, о каких именно обменных газах идёт речь, поскольку в одном случае поступает кислород и удаляется углекислый газ (дыхание), а в другом наоборот (фотосинтез).

Однако наиболее интересным процессом, происходящим в листьях, является транспирация. Это очень важный приспособительный механизм, главная роль в котором отводится устьицам. Поскольку в процессе фотосинтеза лист обильно освещается солнечным светом, то он и нагревается. В этот момент устьица открыты, и пары воды свободно покидают поверхность листа – испаряются, охлаждая нагретую поверхность. В результате лист не перегревается. Ночью, когда устьица закрыты, газообмен с внешней средой сведён к минимуму, и, как следствие, углекислый газ, выделяемый в процессе дыхания, накапливается в межклетниках губчатой ткани листа, чтобы потом израсходоваться в ходе фотосинтеза.

Используя содержание текста «Процессы жизнедеятельности в листьях» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

1) В чём суть процесса фотосинтеза?

2) Какое значение для листа играет дыхание?

3) Благодаря каким структурам органические вещества, образовавшиеся в листьях, оказываются в корнеплодах?

# 54885

ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ

Большинство растений питается за счёт фотосинтеза. Продукты фотосинтеза запасаются в органах растения, а также используются для роста, размножения, синтеза других органических веществ: жиров, белков, витаминов и гормонов.

Поступление необходимых для фотосинтеза воды и минеральных веществ у большинства наземных растений связано с корнем. В зоне всасывания он имеет корневые волоски – клетки покровной ткани с выростами, значительно увеличивающими площадь, через которую в растение может поступать вода с растворёнными в ней минеральными веществами. Вместе с водой через мембрану корневых волосков поступают ионы солей, то есть происходит минеральное питание растения. Вода и растворённые в ней минеральные вещества далее поступают через молодые клетки коры корня в сосуды центрального цилиндра. А затем по сосудам древесины стебля вода поднимается к остальным органам растения, где используется для фотосинтеза, транспорта веществ и испарения через устьица листьев, предохраняющего растение от перегрева.

Необходимый для фотосинтеза свет и углекислый газ улавливают листья. Благодаря уплощённой форме, листовой мозаике и особому порядку размещения на стеблях – листорасположению, листья растений приспособлены к эффективному использованию света. Внутреннее строение листа также отражает выполняемую им функцию. Так, кожица образована прозрачными клетками, свободно пропускающими свет к столбчатой ткани мякоти листа, в которой и происходит фотосинтез. Углекислый газ поступает внутрь листа через устьица, а вода и минеральные вещества – по сосудам жилок – проводящих пучков, состоящих из луба, древесины и волокон. Органические вещества, образовавшиеся в процессе фотосинтеза, затем транспортируются по ситовидным трубкам луба к другим органам растения.

Используя содержание текста «Питание растений» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

1) Какие приспособления внешнего строения органов растения способствуют протеканию фотосинтеза?

2) Какие клетки корня обеспечивают транспорт воды?

3) Какие вещества необходимы для обеспечения фотосинтеза?

Ознакомьтесь с представленной информацией и выполните задания

ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ И ФОТОСИНТЕЗ

У растений дыхание присуще всем органам, тканям и клеткам. Для дыхания они используют атмосферный кислород, проникающий через устьица листьев и зелёных побегов, кожицу молодых корней, а также чечевички древесных стеблей. Кроме того, растения для дыхания расходуют кислород, образовавшийся в результате фотосинтеза. Дышат растения и днём, и ночью. Днём для дыхания используется в основном атмосферный кислород, а ночью, когда устьица закрыты – кислород, накопленный в листьях в процессе фотосинтеза. Поступающий при дыхании кислород окисляет имеющиеся в растении органические вещества до углекислого газа и воды. При этом освобождается заключённая в органических веществах энергия, которая расходуется растением для роста, развития и размножения. Образующийся при дыхании растений углекислый газ удаляется через устьица, чечевички, через всю поверхность молодых корней.

Дыхание растений – процесс противоположный фотосинтезу. Фотосинтез происходит главным образом в мякоти листьев растений, в которых расположена основная фотосинтезирующая ткань. Её клетки содержат хлоропласты с зелёным пигментом – хлорофиллом, способным улавливать свет. В процессе фотосинтеза из углекислого газа и воды на свету в хлоропластах клеток образуется глюкоза. Синтезированные в процессе фотосинтеза органические вещества используются растением для питания и синтеза других органических веществ: жиров, белков, витаминов и гормонов. Все эти органические вещества идут на построение тела растения, а также откладываются в запасающих тканях и используются при дыхании. Побочным продуктом фотосинтеза является свободный кислород. Он образуется в процессе фотосинтеза и выделяется растением в окружающую среду.

# 55286

Используя содержание текста «Дыхание растений и фотосинтез» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

1) В каких клетках происходит процесс дыхания?

2) На что затрачивается энергия, освобождённая в процессе дыхания?

3) Как урожайность растений зависит от фотосинтеза?

# 55311

Используя содержание текста «Дыхание растений и фотосинтез» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

1) В каких клетках происходит процесс фотосинтеза?

2) Какова роль кислорода в процессе дыхания?

3) На что затрачивается световая энергия в процессе фотосинтеза?

# 59430

ВИДОИЗМЕНЕНИЯ КОРНЕЙ

Видоизменения корней связаны с выполнением одной из дополнительных функций. Запасающие корни служат для отложения в них запасных веществ (крахмала, сахаров, витаминов и др.). Они разрастаются, становятся толстыми, мясистыми. Различают два типа запасающих корней: корнеплоды и корневые клубни (корневые шишки). Корнеплоды формируются за счёт главного корня и части побега. Корневые клубни формируются за счёт отложения запасных веществ в боковые и придаточные корни (у георгина, ятрышника, чистяка и др.).

Большинство этих растений являются двулетниками или многолетниками. Осенью их надземная часть отмирает, а корни, накопившие питательные вещества, сохраняются и зимуют. Весной из почек запасающих корней развиваются новые надземные органы.

Микориза – особое изменение корня вследствие симбиоза с грибницей грибов. Благодаря грибнице корни получают возможность всасывать воду с гораздо большей площади, а гриб получает доступ к органическим веществам растения. У большинства деревьев грибница гриба не проникает внутрь корня. У многих трав, а также некоторых деревьев – сосны, яблони – грибница и ткани корня плотно срастаются друг с другом, представляя единое целое.

Клубеньки образуются в тканях коры корней бобовых растений из-за того, что там поселяются азотфиксирующие бактерии. Они питаются органическими веществами растения, вызывая разрастание основной ткани и возникновение опухоли – клубенька. При этом бактерии способны преобразовывать атмосферный азот в азотистые соединения, которые усваивает растение, улучшая своё азотное питание. Таким образом, и микориза, и клубеньки – это изменения корней, способствующие улучшению почвенного питания растения.

Используя содержание текста «Видоизменения корней» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

1) Вследствие чего у корней возникают разнообразные видоизменения?

2) Назовите не менее трёх овощных культур, у которых хорошо развит корнеплод.

3) Как называют отношение между корнями бобовых растений и азотфиксирующими бактериями?

# 44352

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

Целое

Часть

Образовательная ткань

Покровная ткань

Кожица

2.1. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1)

камбий

2)

сосуды

3)

ситовидные трубки

4)

древесинные волокна

Ответ.

2.2. Какую функцию выполняют сосуды у растений?

Ответ. __________________________________________________________________________

# 44327

Используя приведённую ниже таблицу, ответьте на вопросы.

Содержание минеральных веществ в овощных культурах, мг/100 г

Овощная культура

Калий

Кальций

Магний

Фосфор

Железо

Баклажан

238

15

9

34

0,4

Горошек зелёный

285

26

38

122

0,7

Кабачок

238

15

9

12

0,4

Капуста белокочанная

185

48

16

31

1,0

В каком растении из перечисленных в таблице содержится больше всего фосфора?

Ответ. ______________________________

Какую овощную культуру из перечисленных в таблице следует включить в свой рацион человеку, у которого недостаток кальция в организме?

Ответ. ______________________________

Какие два растения из перечисленных в таблице наиболее схожи по своему минеральному составу?

Ответ. ______________________________

# 44357

Используя приведённую ниже таблицу, ответьте на вопросы.

Содержание минеральных веществ в овощных культурах, мг/100 г

Овощная культура

Калий

Кальций

Магний

Фосфор

Железо

Капуста цветная

210

26

17

51

1,4

Картофель

568

10

23

58

0,9

Лук репчатый

175

31

14

58

0,8

Морковь

200

51

38

55

1,2

В каком растении из перечисленных в таблице содержится меньше всего магния?

Ответ. ______________________________

Какую овощную культуру из перечисленных в таблице следует включить в свой рацион человеку, у которого недостаток калия в организме?

Ответ. ______________________________

Какие две овощные культуры из перечисленных в таблице содержат больше железа, чем две другие?

Ответ. ______________________________

# 44397

Используя приведённую ниже таблицу, ответьте на вопросы.

Содержание минеральных веществ в овощных культурах, мг/100 г

Овощная культура

Калий

Кальций

Магний

Фосфор

Железо

Капуста белокочанная

185

48

16

31

1,0

Тыква

170

40

14

25

0,8

Свёкла

288

37

43

43

1,4

Редька

357

35

22

26

1,2

Какая овощная культура из представленных в таблице содержит одинаковое количество магния и фосфора?

Ответ. ______________________________

Какое вещество из перечисленных в таблице содержится в редьке в наибольшем количестве, а какое в наименьшем?

Ответ. ______________________________

Какую овощную культуру из перечисленных в таблице следует включить в свой рацион человеку, у которого недостаток кальция в организме?

Ответ. ______________________________

Выбирай и решай
Выбрано заданий
50/50
Решать
Создавайте собственные тематические тесты
Попробовать
Показано 10 из 50
Показать еще 10
1
2
3
4
5